Правосознание как проблема философии права

Теперь остановимся подробнее на характеристике этих этапов.

Так, в условиях военного коммунизма функционирование правовой системы стало возможным без положительного права, с одной стороны, благодаря наличию четкой идеологической концепции, которая выступала в качестве духовной основы желательных, допустимых и неодобряемых правил поведения для всех лиц, принимавших эту концепцию на уровне самообязывания, что и определяло их социально-активное поведение. С другой стороны, наличие лиц, относившихся к идеям коммунизма нейтрально или отвергавших их, рассматривалось как явление временное. Считалось, что со временем активные противники будут уничтожены физически или в результате трудового перевоспитания осознают свою неправоту, а остальная часть населения интернализирует идеи коммунизма. Пока же этого не произошло, расширялись права сторонников этой идеологии.

Правосознание как проблема философии права

Субъектами такого познания являются как законодатели, так и граждане: каждый из них использует представления о сущем и должном праве для выполнения своих задач в правовом регулировании.

Оценочная функция состоит в том, что с помощью правосознания дается оценка конкретным жизненным обстоятельствам как юридически значимым. Правовая оценка — это деятельность субъектов права, как граждан, так и правоприменителей, по установлению различных жизненных обстоятельств и их социальной и правовой квалификации с точки зрения своих представлений о праве, законности, должном поведении. Для того, чтобы оценить то или иное поведение с позиции права, необходимо иметь достаточный уровень правосознания.

Важно выполнение правосознанием функции регулирования поведения человека, т.е.

Вместе с тем эти виды правосознания не существуют вне индивидуального.

Будучи сложным по своей структуре, правосознание вместе с тем и многофункционально с точки зрения выполняемых им ролей.

В современной юридической литературе чаще используется трехсоставная схема, согласно которой правосознанию присущи три основные функции: познавательная, оценочная и регулятивная.

Такой подход вполне может послужить отправным пунктом при анализе правосознания.

Познавательная функция правосознания. Реализующееся в правосознании познание права есть социально обусловленная, исторически развивающаяся коллективная (совместно-разделенная) познавательная деятельность.

Субъекты, познающие право, отличаются друг от друга социальными позициями и ролями, профессией и образованием, имущественным положением, этническими признаками, мировоззренческой позицией и т. д. и т. п.

Важноimportant
Другими словами, речь шла о методах внеэкономического принуждения, методов военного действия. В этом проявилась материальная сторона указанного феномена. Его идеальной стороной становилось смешение либерального и консервативного типов право понимания в качественно новом социалистическом, но по сути русском, национальном, в котором целесообразность западного либерализма переплеталась с традиционализмом восточного консерватизма.

2. Развитие категории правосознания в Западноевропейском и Российском мировоззрении

Сегодня, когда роль права как основного социального регулятора растет, возрастает и значение правосознания в системе форм общественного сознания.


По мнению одних исследователей, »правовое сознание придает общественному сознанию характер рациональности, сознания »здравого смысла» Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юрид. вузов.

Правосознание как проблема философии права кратко

Эта область рассуждения о праве, когда она приобретает теоретически завершенный и систематический вид, называется также «философией права».

Следуя давнему различию «позитивного» и «естественного» права, эти сферы правосознания можно также обозначить как «позитивное» и «естественное» правосознание, или, что то же самое, — институциональное и неинституциональное правосознание.

Можно сказать, что обыденное правовое сознание представляет собой практическое сознание, то есть сознание «здравого смысла», которое позволяет ориентироваться в повседневной жизни; институциональное или профессионально-юридическое сознание — это теоретико-практическое, специализированное теоретическое сознание. Теоретическое же правовое сознание представляет собой философско-правовое сознание.

По субъекту-носителю правосознание разделяется на индивидуальное, групповое, массовое и общественное.

Правосознание как проблема философии права реферат

В аспекте отношения к другому человеку правовые смыслы проявляются в следующих установках правосознания: стремление к независимому достижению выгоды и благополучия, независтливость, сравнительно-состязательное понимание заслуг и успеха, неукоснительное соблюдение соглашений и договоров, признание приоритета справедливости перед состраданием и приоритета гражданской порядочности перед героико- патриотической, семейной и конфессиональной добродетелями и др.

Правовые смыслы строятся вокруг единого понятия — автономии личности и представляют собой условие «возможности» права.

На нынешнем этапе общественного обновления данные установки оказываются не менее или не более важными, чем такие установки, как чуткость и милосердие. Правовое государство, и даже шире — правовое общество — это не бессильная мечта, а ориентир — императив, организующий личностное действие.

Правосознание как проблема философии права шпаргалка

Право может существовать независимо от закона, но в законе оно получает свое утверждение, становится обязательным. Философия права, первоначально выступая как философское осмысление всей социально-политической действительности, как универсальная форма политического сознания, позднее, в Новое время, предстает как попытка дать на философском уровне ответ на вопрос, что такое право. Философия права рассматривает правовое регулирование в смысле принуждения к справедливости (к обоюдному равенству в частных отношениях).
Можно констатировать, что умение « равновесно» разрешать конфликты известно всем без исключения человеческим обществам. Справедливость в праве есть умерение силы мудростью или, наоборот, придание мудрости силы.

Правовое сознание как проблема философии права

В силу этого была разрушена основа правовой системы этапа военного коммунизма, а слабость положительного права приводила к медлительности формирования новой.

Правосознание людей, вошедших из Гражданской войны в нэп, в основной массе не соответствовало изменившейся социально-экономической действительности. Противоречие сознания и реальности проявлялось в новых ощущениях: чувствах горечи от осознания несправедливости происходящего и обмана идеалов Гражданской войны, мыслей о бесполезности своих усилий в Гражданской войне, презрения к ценностям «новой буржуазии» и других. Это снижало их самооценку, возрождало к жизни конфликт между духовным призванием к борьбе за высшие ценности и инстинктом самосохранения.


Следствием этого становился пересмотр морального самообязывания.

Инфоinfo
Правосознание проявляется на всех стадиях механизма правового регулирования, влияет на функционирование практически каждого элемента правовой системы.

Структура правосознания: 1) правовая психология — переживания, чувства, настроения, привычки, стереотипы, которые возникают у людей в связи с правовыми нормами и практикой их реализации. Она представляет собой стихийный пласт правового сознания (чувство справедливости, уважение к правам и свободам человека, нетерпимость или, наоборот, равнодушие к беззаконию, страх перед ответственностью, эмоциональная реакция на правовые явления); 2) правовая идеология — идеи, теории, взгляды, которые отражают и оценивают правовую реальность. Это более глубокое осмысление субъектами правовых явлений, характеризующее более рациональный уровень правовых оценок.


Правовая идеология — главный элемент в структуре правосознания.

Правовое сознание выполняет ряд основных функций, а именно: 1) гносеологическая (познавательная) функция, которая предусматривает накопление знаний о праве и осмысление правовых явлений; 2) регулятивная функция, которая реализуется через систему мотивов, ценностных ориентации, правовых установок, выступающих специфическим регулятором (внутренним регулятором) поведения людей; оценочная функция, которая предусматривает оценку правовых явлений: правового поведения людей (в том числе — собственного поведения), правовых норм, правоприменительных органов и их деятельности. Оценки могут быть положительными и отрицательными.

Вниманиеattention
На личностном уровне доминирует неосознанное копирование базовых ценностей права, которое позволяет идентифицировать себя с определенной культурой и обществом. Внутриличностный механизм правовой социализации включает в себя: потребности, интересы, ценностные ориентации, самосознание (мотивы, установки, цели). В философской литературе выделяют институциональную и неинституциональную формы бытия правосознания.

Институциональная форма бытия правосознания, существующая в виде документов, является формой живого процесса мышления юристов-профессионалов, согласующейся с общеобязательной нормой и подчиняющейся ей как критерию правильности, законосообразности суждений и решений; это сфера «законоположений», «юридического закона», «действующего права».
Они отражают ту или иную правовую традицию или культурную схему правового поведения, юридическую ценность, общепризнанную в данном обществе.

Понимание взаимосвязи сущности и развития правосознания даст возможность создания объективных предпосылок для выработки оптимальной государственно-правовой политики, ибо посредством такого понимания будут определены те ориентиры, параметры, цели, задачи, направления, которые жизненно необходимы людям. В данной работе сделана попытка решить прикладную задачу обеспечения социальной безопасности при помощи разработки механизма формирования правовых установок.

В целом же и правосознание, и правовая политика государства являются органически взаимосвязанными феноменами юридической сферы жизни общества.

Соловьев дает характеристику правосознания в единстве его познавательной, оценочно-критической и регулятивной функций.

«Правосознание — это ориентация на идеал правового государства, который имеет безусловный характер и уже в данный момент определяет практическое поведение человека как гражданина. Это значит, что, хотя правого государства еще нет, человек начинает жить так, как если бы оно утвердилось.

Он вменяет себе в обязанность следовать таким установлениям (или хотя бы декларациям), которые соответствуют понятиям суверенитета, права, и отказывается подчиняться тем, которые несут на себе явную печать неправового (патерналистского и авторитарно- бюрократического) ведения государственных дел».

В качестве примера можно вспомнить период Великой Октябрьской социалистической революции, когда право существовало на уровне Декретов, в то время как правосознание пребывало в состоянии стагнации.

Прежде всего, правосознание связано с функционирующей в обществе системой общественных отношений. Будучи продуктом общественного развития, правосознание, с одной стороны, фиксирует и отражает в специфической — правовой — форме данные общественные отношения. С другой стороны, правосознание посредством общественной практики интенсивно воздействует на порождающие его связи и отношения, активно преобразуя их в соответствии с целями и задачами общественного развития.
Правосознание непосредственно влияет на правопорядок, вообще право данного общества. Именно «здоровое», как говорил И.

В ней ведущими элементами являются чувства и эмоции, а не понятийные, символические формы выражения действительности; б) теоретическое правосознание, куда можно отнести юридические «доктрины», создаваемые теоретиками права, а также обсуждение вопросов о праве, законности, справедливости, о взаимных правах и обязанностях общества и личности, об основополагающих институтах законодательства в трудах ученых-гу- манитариев[CI]. В том смысле, который вкладывают авторы в понятие теоретического правосознания, его следует отличать от правоведения, юриспруденции как специальной дисциплины, ориентированной на исключительно действующее право и его законоположения, в основном на нем и основывающейся.
При этом он не разделяет господствующие в методологии историко-материалистические принципы в исследовании форм общественного сознания, подчёркивая их неадекватность для юридической теории.

Краткий анализ правовой и философской литературы позволяет отметить, что это понятие подвержено постоянной динамике, в зависимости от развития общественных отношений, и выделить два основных подхода к пониманию сущности правового сознания в зависимости от того, какое из понятий, составляющих структуру термина »правосознание», является первичным — право или сознание. Первый рассматривает правосознание как результат, прежде всего, правовых явлений, полагая, что общественные отношения отражаются в сознании лишь после того, как опосредуются правом. Второй исходит из того, что правосознание берет начало в общественном бытии и является источником права.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *